--
 
Летающие автомобили

Автомобили-амфибии

Снегоходы
Автомобили с водителем-компьютером
Автомобили с альтернативными двигателями и видами топлива
Автомобили с оригинальным дизайном
Автомобили-рекордсмены
Машины для других планет
Военная техника
Специальный транспорт

Из истории автомобилей

Необычные мотоциклы
Автотюнинг
 

 

Самодельные автомобили

Первыми образцами самодельных автомобилей были изделия Г. Даймлера, К. Бенца, Генри Форда, Фердинанда Порше и прочих отцов-основателей автомобилестроения. В конце 19 века отсутствовало само понятие «серийный» или «заводской» автомобиль. Любой «самодвижущийся экипаж» являлся плодом усилий изобретателя-энтузиаста, творившего в собственной мастерской или лаборатории.


Например, упомянутый Готтлиб Даймлер, практически своими руками, соорудил первую в мире «самодвижущую повозку». В качестве основы будущего автомобиля была использована личная карета госпожи Даймлер (подарок на день рождения от супруга). Все сборочные операции выполнялись кустарным способом в каретном сарае. Получившееся в результате усилий изобретателя транспортное средство, продемонстрировало завидные ходовые и технические характеристики – скорость до 16 км/час и мощность двигателя в 1,5 «лошадки». Столь впечатляющий успех «моторизированной кареты» можно объяснить лишь гениальностью ее создателей - Г. Даймлера и его ассистента В. Майбаха. Как говорится – имена не нуждаются в представлении.


Motorwagen Бенца

Motorwagen Бенца

 

Другой пионер автомобилестроения - Карл Бенца, создавал свой Motorwagen в еще более интересных условиях. В основы кузова будущего прадедушки автотранспорта, использовались детали от велосипедов и карет, а автором идеи коробки передач являлась супруга господина Бенца, сопровождавшая его практически в каждой поездке.


Velo

"Velo"


К концу 19 века существует уже мелкосерийное производство автомобилей. Однако такие транспортные средства пока еще нельзя назвать «заводскими» авто. Причина этому – отсутствие единого подхода к конструкции, поштучное производство узлов и механизмов, исключающее взаимозаменяемость деталей, и ручная сборка авто, сопровождающаяся подгонкой деталей. Первыми экземплярами «мелкосерийного» автомобилестроения стали модели «Velo» и «Victoria» Карла Бенца, знаменитый «Мерседес», Spijker 3hp и другие марки.


Ford T

Ford Model T


А вот Генри Форд сумел пройти дальше всех и в 1913 создал уникальное явление технологического процесса – конвейерную сборку. Именно с этого момента и началось окончательное разделение автомобилей на заводские и самодельные образцы.

С этих пор усилия большинства талантливых инженеров и конструкторов направляются на совершенствование именно серийных образцов автомобилей, однако, до сегодняшнего момента, продолжает существовать традиция создания уникальных самодельных образцов. Эту традицию поддерживают и энтузиасты-одиночки и целые объединения увлеченных людей. Итоги такой работы можно увидеть во время выставок, соревнований и фестивалей любителей авторского транспорта.

 


На протяжении 20-го века основные усилия энтузиастов тратятся на доводку технических характеристик и дизайна автомобиля. Эти процедуры получили специальные обозначения – тюнинг и стайлинг. Однако, помимо процедур настройки и изменения дизайна серийного авто, существуют и более глубокие проекты, целью которых является создание по-настоящему уникального авторского автомобиля. В конце 20-го века одними из лидеров в этой области авторского автомобилестроения стали инженеры, конструкторы и изобретатели из СССР. Такая тяга к самодельному автомобилестроению возникла, как говорится – не от хорошей жизни. Тотальный дефицит всего и вся, наличие свободного времени и возможности «вынести» или «заказать» практически любую деталь на любом заводе, скудный модельный ряд отечественного автопрома – именно в этих условиях возник бум ума самодельных автомобилей в 80-90 годах прошлого века.


К началу 80-х годов в СССР уже существует узаконенная в 1965 году практика «конструирования кустарных автомобилей». К этому времени на дорогах Советского Союза можно встретить «Пионер» – самоделку на базе мотоциклетного мотора и трехколесного шасси. В середине 60-х появляется оригинальный "Муравей" – проект инженера Молчанова и деревянный кабриолет "Этажерка" Игнатова. В качестве двигателей применяются серийные малолитражные образцы, моторы мотоциклов и даже «движок» от бензопилы «Дружба». Конструкционные материалы поражают разнообразием вариантов. В качестве основы корпуса применяют даже прообраз современного карбона – стеклоткань, пропитанную смолами. В конструкции автомобилей из 60-х-70-х появляются такие узлы, как электрический стеклоподъемник, выдвижные фары, двери «крыло чайки» и прочие изыски дорогих авто современности. Вначале 80-х создаются такие проекты, как «Панголина» Александра Кулыгина, «Юна» – спорткар Алгебраистовых-Щербининых, «Меркурий» В.И. Мищенко, «Лаура» Хаинова и Парфёнова. Именно на этих уникальных образцах, отражающих суть эпохи авторского автомобилестроения, мы остановимся подробнее.


"Панголина" – советская Lamborghini Countach.


Как и первые изделия Форда и Бенца, легенда советского авторского автомобилестроения – «Панголина», была спроектирована и построена практически одним человеком. Александром Кулыгиным. В отличие от забавной «Этажерки» или «Муравья», «Панголина» Кулыгина являлась полноценным автомобилем, созданным опытным и талантливым конструктором.


Панголина


Панголина


Панголина

"Панголина" - несколько фото

Основным конструкционным материалом кузова был стелопластик. Работы по созданию кузова «Панголины» начались с формирования мастер-модели – фанерной основы для стекловолокна. Основные операции проводились в Москве. После отъезда Кулыгина в Ухту, мастер-модель была уничтожена. Процесс адаптации кузова под шасси ВАЗовской копейки происходил в городе Ухта. В качестве двигателя использовался оригинальный мотор от ВАЗ 2101 – вынужденная альтернатива запланированному оппозитному двигателю, который так и не появился в окончательном варианте «Панголины». Знатоки утверждали, что вдохновителем Кулыгина являлся спорткар Lamborghini Countach. На это указывает и форма кузова и оригинальное исполнение механизма открытия-закрытия дверей – реализованного в виде подвижного колпака, захватывающего часть крыши. В качестве зеркала заднего вида использовалась перископическая призма.

«Лаура» Хаинова и Парфёнова.


Процесс создания автомобиля «Лаура» является практически зеркальным повторением экспериментов в каретном сарае четы Дамлеров. Только вместо Г. Даймлера и В. Майбаха в полуразвалившейся постройке на окраине, тогда еще, Ленинграда присутствовали Геннадий Хаинов и Дмитрий Парфёнов. Да и в качестве основы использовалась не карета госпожи Дамлер, а самодельный сварной каркас, изготовленный из обычных водопроводных труб.


Лаура

Лаура

Лаура

"Лаура" - несколько фото

Процесс постройки пары автомобилей (личный транспорт желали иметь оба конструктора) растянулся на несколько сезонов. В холодное время года шла работа над ходовой частью, а в теплое – клеился стеклотканевый корпус. Сердцем будущего автомобиля стал движок ВАЗ 2105. Усилиями Хаинова и Парфёнова ВАЗовский агрегат соединился с КП производства Запорожского автозавода, а вот в качестве ШРУС использовали узлы от «Нивы». Все работы проводились только своими руками. В результате, усилиями авторов этого проекта удалось создать две оригинальные машины, которые смогли достойно представить советский автопром на выставке ЭКСПО-85. Автомобили развивали скорость до 170 км/час. В салоне «Лауры» присутствовала уникальная электронная приборная панель, оснащенная бортовым миникомпьютером. В качестве последнего использовался обычный программируемый калькулятор. Тандем конструкторов распался в 1988 году. Судьба оригинальных машин различна: одну из «Лаур» разобрали на запчасти к проекту «Лаура 2», а вторая была продана в один из профильных музеев.

Юна – советский спорткар.


Вдохновителями проекта «Юна» были братья Юрий и Станислав Алгебраистовы, чемпионы СССР по авиамодельному спорту. Именно они занимались подбором и установкой «железа». Братья Щербинины присоединились к проекту несколько позднее – на стадии работ по проектированию и созданию кузова. В отличие от большинства авторских автомобилей, в проекте «Юна» использовался не двигатель от газонокосилки, а полноценный агрегат от дефицитной «Волги» ГАЗ-24. Именно двигатель и трансмиссия ГАЗ-24 повлияли на окончательный дизайн и габариты кузова авто. Братья Щербинины предложили реализовать кузов в форме спортивного двухместного купе. Только на разработку макета кузова «Юны» ушел один год. После окончательного согласования параметров и расчетов (в этом деле Алгебраистовым и Щербинины помогли инженеры Московского завода малолитражных автомобилей) приступили к созданию рамы и мастер-модели, выполненной из обычной деревоплиты. Материалом кузова стала уже привычная для авиамоделистов Алгебраистовых стеклоткань. Из этого конструкционного материала были изготовлены даже анатомические кресла для водителя и пассажира.

Юна

Юна

Юна

"Юна" - несколько фото


Автомобиль был готов уже в 1977 году, но процесс легализации «Юны» затянулся до 1982 года, когда после официального заключения Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института автомобиль был признан безопасным транспортным средством. Подобная проволочка стала следствием выбора ГАЗовского двигателя, недопустимого в самодельных автомобилях из-за излишней мощности. По «лекалам» «Юны» были изготовлены еще 5 автомобилей, которые эксплуатируются и до сегодняшнего времени. Старейшее авто из этого модельного ряда «пробежало» уже более полумиллиона километров.


Судьба создателей «Панголины», «Лауры», «Юны», «Меркурия» и других авторских автомобилей сложилась по-разному. Кто-то оказался в эмиграции, кто-то бросил свое увлечение, кто-то ушел в мир тюнинга и стайлинга или попросту торгует запчастями. К большому сожалению потребителей отечественного автопрома, ни один из упомянутых конструкторов не получил шанса на серийное производство своих творений. Так что истории о советском Форде, Порше или Даймлере у нас не получилось.

 



2008-2011 Необычные автомобили. Копирование материалов без активной индексируемой ссылки на источник запрещено!