Здесь мы расскажем про самые большие машины в мире. Эти машины мы разделим на несколько категорий - от вообще самых больших наземных машин, способных передвигаться, до гигантских версий более привычных нам автомобилей.
Начнём с самых-самых больших в мире когда-либо построенных машин, которые способны самостоятельно передвигаться. Когда мы начнём выяснять, что же это за машины, то столкнёмся с продукцией фирмы "Такраф" (TAKRAF) из восточной Германии. Эта фирма произвела немало действительно монструозных машин для добычи угля, и мы расскажем про три таких машины, которые по сей день являются самыми большими наземными самоходными машинами в мире.
Первое место среди самых больших машин в мире занимает Баггер 293 (Bagger 293). Это огромный роторный экскаватор, он занесён в книгу рекордов Гиннеса как самое большое наземное транспортное средство. Эта гигантская машина была построена для добычи бурого угля в 1995 г.
Экскаватор Баггер 293
Баггер 293 добывает уголь
Баггер 293 имеет следующие размеры – высоту 96 метров, длину 225 метров, а диаметр ротора, оснащённого 18 ковшами, составляет 21 метр. Чтобы было понятно, насколько это огромная машина, по размерам она лишь немного меньше пирамиды Хеопса (длина которой 230 м, а высота 138 м). Также по высоте Баггер 293 примерно равен 30-этажному дому, а его длина больше длины двух футбольных полей. Но главный показатель, который и позволяет назвать этот экскаватор самой большой в мире машиной - это огромный вес, который равен 14200 тонн.
Для своей работы экскаватор требует 17 МВт электроэнергии, которая подаётся от внешнего истоника. За 1 день он может добыть 240 тыс. кубических метров породы. Насколько это много? Этого хватит, чтобы загрузить 4 тысячи товарных вагонов! Кстати, обслуживается огромная машина командой всего из пяти человек.
По большей части экскаватор находится на одном месте, добывая уголь, но может и передвигаться на огромных гусеницах. Скорость, правда, невелика - всего 0,6 км/ч.
Видео - Баггер 293 в работе:
Этот огромный экскаватор лишь немного уступает Баггеру 293, он был построен ещё в 1978 г., но до сих пор исправно работает в угольных шахтах. Его вес - 13500 тонн, длина - 240 м., высота - 96 м.
Этот экскаватор примечателен тем, что в отличие от Баггера 293, всё время работавшего в одном карьере, ему действительно довелось поездить по Германии своим ходом. В том месте, где он работал раньше, закончился уголь, и экскаватору пришлось переехать к новому месторождению. Путь в 22 км. занял почти три недели! Но это не удивительно - дорогу для такой гигансткой машины пришлось подготавливать специально. Во многих местах пришлось делать песчаные насыпи, засыпать камнями ручьи, убирать и восстанавливать линии электропередач и т. п.
Фото - Баггер 288 пересекает автомобильную дорогу
Ещё одна огромная машина фирмы "Такраф", которую определённо стоит упомянуть, это транспортно-отвальный мост F60. На первом этапе разработки месторождения эта машина забирает сверху пустую породу и выбрасывает её в отвал.
Характеристики этого моста поражают воображение - при массе 13600 тонн он имеет длину 502 метра и ширину 241 м. Высота поскромнее - всего 79 м. Но несмотря на такие размеры, машина может перемещаться - она опирается на две железнодорожные ветки. Правда, в отличие отэкскаватора, вряд ли получится переместить такой мост целиком из карьера, в котором он изначально был собран.
Видео - гигантский транспортно-отвальный мост F60:
В этом разделе стоит упомянуть ещё одну огромную машину, а именно экскаватор "Биг Маски". Во-первых, долгое время (до постройки Баггера 293) именно он удерживал рекорд среди самых больших самоходных машин, во-вторых, это не роторный экскаватор, а экскаватор с одним ковшом, а также это самый большой шагающий экскаватор.
Биг Маски (Big Muskie), был построен ещё в 1969 году американской компанией "Бюсайрес Ири". Он всего немного уступает по массе и размерам Баггеру 293. Экскаватор проработал в угольном разрезе в штате Огайо до 1991 г. и мог бы работать и дальше, но экономическая ситуация сложилась не в его пользу. Спрос на уголь с высоким содержанием серы, который добывал Биг Маски, сильно упал, общественность протестовала против загрязнения воздуха, а стоимость электроэнергии, которая требовалась для экскаватора, выросла. В результате, чтобы сократить расходы, компания его остановила, а в 1999 г. объявила о своём желании превратить этот экскаватор в музей. За 22 года своей работы Биг Маски извлёк невероятные 465 млн. кубических метров грунта, между прочим, это примерно в 2 раза больше, чем объём земли, изъятый при строительстве Панамского канала.
Биг Маски обладал следующими характеристиками: вес - 12200 тонн, высота - 68 метров, длина - 149 метров. А в его ковше могли поместиться 12 легковых автомобилей.
Экскаватор Биг Маски
В настоящее время Биг Маски, к сожалению, уже демонтирован, а на месте карьера открыт парк дикой природы.
Второе место в рейтинге самых больших сухопутных машин занимают тягачи. И самый большой в мире гусеничный тягач принадлежит NASA и называется "Мэрион". Его в 1964 г. пришлось построить американцам для доставки на космодром на мысе Канаверал сверхтяжёлых ракет Сатурн V, созданных в рамках лунной программы. А когда программу закрыли, тягачи стали возить космические челноки.
Было построено два гигантских 8-гусеничных тягача длиной 40 и шириной 34,7 м. Вес самого тягача - 2400 тонн, а вместе с грузом - 8165 тонн. Скорость передвижения невелика - всего 3,2 км/ч без груза и 1,6 км/ч с грузом. В пути тягач расходует огромное количество топлива - 350 литров на 1 км, а ёмкость его бака - 19 тыс. литров. У каждого тягача есть по два основных (мощностью 2750 л. с.) и два дополнительных (1065 л. с.) дизельных двигателя. Но они не двигают тягач непосредственно, а вырабатывают электроэнергию и передают её на 16 электромоторов , которые и приводят в движение гусеницы.
Тягач "Мэрион"
Тягач везёт ракету на космодром
Видео - самый большой гусеничный тягач:
Перейдём, наконец, к автомобилям в обычном понимании. На первом месте здесь, конечно, окажутся грузовые автомобили, а именно карьерные самосвалы.
На сегодняшний момент есть 2 главных претендента на лидерство.
Первый - это гигантский БелАЗ 75710. Впервые выпустили эту машину на заводе БелАЗ в 2013 году, а в 2014 первая машина уехала добывать руду на карьеры в Кемеровской области. Проектная грузоподъёмность БелАЗа-75710 450 тонн, хотя рекорд, зафиксированный книгой рекордов Гиннеса на испытаниях машины - 503 тонны 505 килограммов перевезённого груза. При этом вес самой машины - 360 тонн.
БелАЗ-75710
Что ещё можно рассказать про самый большой в мире самосвал?
Видео - БелАЗ-75710:
Второй претендент на звание самого большого в мире грзового автомобиля - ETF MT-240. Разработала этот самосвал компания из Словении ETF Mining Equipment.
ETF MT-240
Проивзодители заявляют, что максимальная грузоподъёмность машины составляет 760 тонн - это значительно больше, чем у всех конкурентов. Кроме того, согласно их замыслу, длину кузова можно будет менять, подсоединяя или отсоединяя отдельные секции. Правда на данный момент машина построена в единственном экземпляре и её будущее пока что неясно.
Самый большой в мире трактор сельскохозяйственного назначения был построен ещё в 1977 в США. Изначально его планировали выпускать серийно, но в итоге трактор так и остался единственным экземпляром, получив название "Big Bud 747". С тех пор рекорд пока так и не превзойдён.
Машина обладет следующими характеристиками. Вес 45,5 т, длина - 8,2 м, высота - 4,2 м, а ширина - 6 м. Двигатель мощностью 760 л. с. был позже заменён на более мощный в 900 л. с. Этот действительно мощный трактор может тянуть плуг длиной 30 м, вспахивая при этом почву на глубину 1,2 м. За день этот трактор вспахивал по 400 га.
Big Bud 747
Долгие годы трактор перепахивал американские хлопковые поля, несколько раз поменяв владельцев. Наконец, в 2009 г.фирма, владевшая трактором обанкротилась. Тем не менее, трактор не сдали на металлолом, а отправили в музей, где он и находится в настоящий момент.
Видео - трактор Big Bud 747:
Бульдозеры - ещё один тип машин, которые должны быть большими и мощными. И самый большой в мире бульдозер на настоящий момент - это Коматсу D575A, который начали выпускать в Японии в 1989 г.
Коматсу D575A
Бульдозеры этой серии используются в основном для работы в угольных карьерах. Мощная машина весит 152 тонны, оснащается двигателем мощностью до 1150 л. с. и может перемещать 96 куб. м. грунта за раз. Размеры машины таковы: длина - 12,7 метра, ширина - более 7 метров и высота - 4,87 метра.
См. также Самые длинные автомобили