Летающий автомобиль - довольно привлекательная идея. Авторы научно-фантастических произведений неоднократно рисовали будущее, в котором летающий транспорт - повседневное средство передвижения людей в городе. А в 1928 г. английский журналист Филипп Гиббс, описывая будущее, прогнозировал: «к 1953 году автомобили устареют, потому что самолёты будут курсировать по земле, а также летать над ней». Но на практике всё оказалось немного иначе. Хотя попытки создать летающий автомобиль постоянно предпринимались на протяжении всего 20 века и продолжаются в наши дни, и чисто технически построить его вполне возможно, на практике возникает слишком много сложностей, которые лишают подобные проекты коммерческой привлекательности. Но давайте всё же расскажем об этом интересном направлении автомобилестроения, и начнём с истории.
Первую в истории попытку скрестить самолет и автомобиль предпринял в 1917 г. американец Глен Кёртис. Кёртис был известным конструктором гидропланов, но его "Автоплан" (Autoplane) оказался менее удачным проектом. "Автоплан" был рассчитан на перевозку трёх человек, имел длину 8 м и размах крыльев 12,2 м (причём это был триплан с тремя уровнями крыльев). Аппарат был сделан из алюминиевых сплавов и имел очень мощный для своего времени двигатель в 100 л. с. Двигатель находился в передней части корпуса, но усилия через карданный вал передавались на задние колёса, а также на воздушный винт, расположенный сзади. Испытания "Автоплана" оказались не очень успешными - он смог на короткое время оторваться от земли, но полноценного полёта так и не совершил. Через некоторое время Кёртис забросил проект и вернулся к своим гидропланам.
В 20-е годы энтузиасты в данной области не унимались, хотя их проекты скорее надо отнести в разряд курьёзов, как, например, это изобретение американца Рассела из Нью-Джерси, появившееся в 1924 г. на улицах Нью-Йорка.
Но в конце 30-х первый автомобиль, наконец, взлетел.
Первой полноценой моделью летающего автомобиля стал "Стрелобиль" (англ. Arrowbile), который сконструировал ещё один американец Уолдо Уотермен. Начинал изобретатель как авиаконструктор, в 1935 г. он построил оригинальную модель самолёта стреловидной формы, не имеющую хвоста. Самолёт успешно летал, и Уотермену пришла в голову идея сделать из него летающий автомобиль. Сказано - сделано. В 1937 г. первые испытания нового транспортного средства успешно прошли в Калифорнии. "Стрелобиль", как его назвали, стал первым проектом летающего автомобиля, который действительно летал. Аппарат был двухместным, трёхколёсным, по земле он разгонялся до 110 км/час, а в воздухе мог летать со скоростью 200 км/час. "Стрелобиль" имел в длину почти 6 м, размах крыльев 11,5 м и был оснащён двигателем мощностью 100 л. с. Дальность полёта составляла более 500 км.
Крылья были сконструированы так, чтобы их можно было легко отцепить и оставить на аэродроме. Предполагалось, что по обычным дорогам стрелобиль будет ездить без крыльев, а на аэродроме хозяин прицепит крылья и сможет улететь. Поначалу будущее проекта представлялось довольно перспективным, было выпущено 6 машин, но затем компания "Студебеккер" решила, что финансирование производства слишком затратно и выпуск был остановлен.
Видео - первый в истории летающий автомобиль:
В начале 1940-х американская авиастроительная компания Consolidated-Vultee (она же Convair) замахнулась на масштабный проект "ConvAirCar". Проект летающего автомобиля, который был в ней разработан, предполагалось сделать по-настоящему массовым - для начала компания планировала выпустить 160 тыс. машин. ConvAirCar выглядел как обычный автомобиль с приставной самолётной частью. Эта часть могла отсоединяться на аэродроме. В 1947 году начались испытания. Было выпущено 2 прототипа, успешно начавших прохождение испытаний. Вторая модель Convair была оснащена двигателем в 190 л. с. и развивала скорость более 200 км/ч. Однако во время одного из испытаний автомобиль разбился. Произошло это из-за недоразумения - машина имела два бака и во второй, самолётный, бак просто забыли заправить топливо. И хотя пилот не погиб, а отделался лишь ушибами, после аварии энтузиазм угас и машина так и не пошла в серию.
В 40-х и также в Америке конструированием летающих автомобилей решил заняться дальний родственник изобретателя парохода Роберт Фултон. Сконструированная им в 1946 г. машина получила название "Аэрофибия" (Airphibian). Аэрофибия была очень похожа на самолёт, но легко трасформировалась в автомобиль. Крылья хвост самолёта отсоединялись, пропеллер снимался и складывался внутри фюзеляжа. Все эти операции выполнялись довольно легко, о превращении автомобиля в самолёт и наоборот Фултон говорил, что "домохозяйка может сделать это одна за пять минут". В машине был установлен шестицилиндровый двигатель мощностью 165 л. с., максимальная скорость полёта была около 200 км/ч, а скорость на шоссе - 80 км/ч.
Фултон построил три прототипа, которые успешно прошли все испытания, отлетав больше 300 тыс. км и проехав больше 10 тыс. км по дорогам. В 1950 г. "Аэрофибия" получила сертификат Управления гражданской авиации США. В общем, прототип оказался вполне успешен, но дальнейшее развитие упёрлось в недостаток финансов. У самого изобретателя не хватало денег, а компания "Тэйлоркрафт", которой Фултон продал проект, так и не решилась запустить его в серийное производство.
Следующей заметной вехой в истории летающих автомобилей стал "Аэрокар", разработанный Молтом Тейлором. Из всех аналогичных проектов своего времени он стал, пожалуй, наиболее успешным. Вдохновившись моделью "Аэрофибии" Роберта Фултона, Мол Тейлор решил сам созданием летающего автомобиля. В 1949 г. был готов первый прототип "аэрокара", но хотя после этого изобретатель предпринял немало усилий, чтобы запустить его в серийное производство, все они по разным причинам так и остались нереализованными.
Подробнее про историю аэрокара и его изобретателя читайте в отдельной статье.
В 1971 г. К созданию летающего автомбиля приступили Генри Смолинский и Хол Блэйд, изобретатели из Калифорнии. Парни особо не заморачивались, они взяли самолёт Cessna 337 Skymaster и автомобиль Ford Pinto, и попытались скрестить их в одном траспортном средстве, которое назвали "Мицар" (англ. Mizar). Правда при этом они совершили фатальную ошибку, решив, что для удобства передвижения крылья нужно сделать складывающимися. В результате прочность крыльев оказалась недостаточной и они сломались при первом же испытательном полёте. Оба изобретателя погибли.
Ещё один вариант автомобиля со складывающимися крыльями сконструировал американец Лиланд Дьюи Брайан. Первый полёт его автоплан совершил ещё в 1953 г., затем изобретатель продолжал совершенствование прототипа, построив вторую, а позже и третью версию. Расположенный сзади пропеллер обеспечивал передвижение как в воздухе, так и по шоссе. Увы, история и этого проекта закончилась для изобретателя трагически. В 1974 г. Брайан погиб в катастрофе на своём аппарате из-за того, что крыло сломалось во время полёта.
На видео ниже можно посмотреть модель летающего автомобиля Брайена 1955 года:
В отличие от других конструкторов Пол Моллер решил сразу сделать свой летающий автомобиль максимально футуристичным. В нём нет никаких отцепляющихся крыльев, более того, он, по замыслу изобретателя, должен вертикально взлетать и садиться. Но далеко в своей смелой концепции Пол Моллер так и не смог продвинуться. Он возится с прототипом своего аппарата аж с 1974 г. и, хотя на испытаниях "Скайкар" и показал способность оторваться от земли, полноценного полёта так и не продемонстрировал. Проблемы проекту создают не только технические сложности, но и астрономические затраты. В попытках найти финансирование Моллер пытался продать одну из моделей своего Скайкара за 3,5 млн. долларов на аукционе, но желающих заплатить столь высокую цену не нашлось. Провалилась и попытка собрать деньги при помощи краудфандинга. Но надежды Моллер до сих пор не теряет.
Видео - демонстрация "Скайкар М400":
4х-местный апарат оснащён 4мя двигателя мощностью 130 л. с. каждый. По заявлениям изобретателя, его максимальная скорость превышает 500 км/ч, топлива хватает на 1300 км, а максимальная высота полёта - 11 км. Правда соответствие эти характеристик реальности на практике пока никто не проверил.
В наши дни работа над проектами летающих автомобилей продолжается. То один, то другой производитель время от времени выступает с сенсационными заявлениями, обещая, что вот-вот его инновационный проект будет запущен в серийное производство. Но проходит время, и очередной смелый проект либо забывается, либо, в лучшем случае, остаётся на стадии прототипа. Тем не менее мы всё же постараемся дать обзор реальных проектов летающих автомобилей, у которых есть хотя бы какие-то надежды на запуск их в производство.
Проблема пробок на дорогах привлекает всё больше изобрететелей, желающих решить её при помощи летающего автомобиля. И вот встречайте, один из самых успешных на сегодняшний день летающих автомобилей под названием Transition (с англ. "переход") компании Terrafugia.
Transition задумывался как средство передвижения как по асфальту обычных автотрасс с их скоростями, так и для передвижения в воздухе, где он будет достигать скорости, равной скорости спортивного самолёта. Сам летающий автомобиль при этом легко помешается в обычном гараже. Машина успешно летает и успешно ездит, легко трансформируется из автомобильного варианта в самолётный и обратно. Правда, для взлёта машине необходима полоса не менее 500 м, да и стоит она довольно дорого - ориентировочная цена на данный момент 280 тыс. долларов.
Разработка уже прошла успешно множество испытаний и на неё принимаются предзаказы. Стоит ожидать, что первый Transition найдёт своего владельца в 2019 году.
Читайте также подробную статью об автомобиле Transition компании Terrafugia
Что интересно, ещё не доведя до производства Transition, компания замахнулась на следующую модель.
Terrafugia TF-X будет, по заммыслу разработчиков, способна взлетать вертикально, также её планируют оснастить автопилотом. Если проект доведут до завершения, он действительно станет автомобилем будущего.
Следующий перспективный проект летающего автомобиля представили голландцы. Разработка "PAL-V Liberty" стартовала ещё в начале 2000-х, но первый полёт аппарат совершил лишь в 2012 г. Конструктивно "PAL-V Liberty" представляет собой гибрид автомобиля и автожира.
Винт складывается и раскладывается вручную, сам процесс занимает около 10 минут. Машина имеет небольшие размеры и вмещает двух пассажиров. Максимальная скорость по шоссе 160 км/ч, в полёте - 180 км/ч. Для взлёта требуется свободная полоса около 300 м.
Сегодня на машину принимаются предзаказы. Предполагается, что в минимальной комплектации аппарат обойдётся покупателю примерно в 300 тыс. евро, а первые серийные образцы поступят в продажу в 2020 г.
Видео - летающий автомобиль"PAL-V Liberty":
Ещё один гибрид автомобиля и самолёта, который разработчики надеются запустить в серию. Первый прототип был представлен в 2013 г. Проект чем-то похож на "Transition" компании Terrafugia, у него складывающиеся крылья, а для взлёта требуется взлётная полоса.
Заявленная скорость двухместного автомобиля - 160 км/ч на шоссе и 200 км/ч в небе. Дальность полёта до 700 км. На машину принимаются предзаказы, а запуск в производство планируется после 2020 года.
Видео - "Aeromobil":