Летающие автомобили

Попытки создать гибрид самолёта и автомобиля начали предприниматься ещё очень давно. Некоторые из них даже более-менее успешно летали. Однако задача создания полноценного летающего автомобиля, будучи заманчивой, в то же время оказалась настолько сложной технически, что она не решена до сих пор. Расскажем об истории создания летающих автомобилей и расставим в ней некоторые вехи.

Для удобства навигации делаем для вас список летающих автомобилей:

"Автоплан" Кёртиса – 1917 г.

Автоплан

Первой в истории помесью самолета с автомобилем стал "Автоплан" (Autoplane) Глена Кёртиса. Этот "автоплан" был рассчитан на троих пассажиров, имел размах крыльев 12,2 м (причём у него было три уровня крыльев) и был сделан из алюминиевых сплавов. Самолетный двигатель мощностью 100 л. с. находился в передней части корпуса и приводил задние колеса в движение через коробку передач и карданный вал. Удлинительный вал, выходящий из двигателя с другой стороны, через ременные и цепные передачи вращал воздушный винт, установленный сзади корпуса. "Автоплан" совершил несколько коротких прыжков, но так ни разу и не взлетел по-настоящему. Впрочем, достижением первого летающего автомобиля было хотя бы то, что никто не погиб при его испытаниях, а вот с последующими моделями, к сожалению, трагических случаев было немало.

"Flying Flivver" – 1926 г. (разбился)

Flying Flivver

В 1920-х идеей летающего автомобиля заинтересовался известный американский автопромышленник Генри Форд. Была разработана идея создать "маленький летающий дешёвый автомобиль" - "Flying Flivver". Однако испытательный полёт этого автомобиля в 1926 г. закончился катастрофой и гибелью пилота, который был другом Форда. После этого от идеи отказались.

"Стрелобиль" Уотермена – 1937 г., первая успешная модель летающего автомобиля

Стрелобиль
Стрелобиль

В 1930-х попытки создания летающих автомобилей продолжались. В 1937 г. в Калифорнии были проведены успешные испытания модели под названием "Стрелобиль" (Arrowbile). Фактически, "Стрелобиль" стал первым успешным, действительно летающим проектом летающего автомобиля. Конструктором "Стрелобиля" был Уалдо Уотермен. "Стрелобиль" был двухместным, трёхколёсным, на земле мог разгоняться до 110 км/час и до 200 км/час в воздухе. Мощность двигателя была 100 л. с. Предполагалось, что "Стрелобили" будут продаваться без крыльев (без крыльев аппарат регистрировался как мотоцикл), а крылья можно будет брать в аренду и прицеплять на аэродромах. Было построено 6 экземпляров "Стрелобиля", однако затем компания "Студебеккер", финансировавшая проект, закрыла его, сославшись на чрезмерные затраты.

ConvAirCar – 1947 г. (разбился)

ConvAirCar

В 1940 году компания Consolidated-Vultee (она же Convair) берётся за проект летающего автомобиля "ConvAirCar" Это был двухдверный седан с приставной самолётной частью. ConvAirCar начал испытания в 1947 году. Он пролетал один час и показал, что на 72 километра расходует галлон горючего. Convair уже собралась выбросить машину на рынок или же всучить военным, но во время третьего полёта произошла катастрофа, которая и похоронила проект.

"Аэрофибия" Роберта Фултона – 1946 г.

Аэрофибия
Аэрофибия

Примерно в то же время, в 1946 году дальний родственник изобретателя паровой машины Роберт Фултон берётся за создание "Аэрофибии" (Airphibian). Он твёрдо решил, что вместо адаптации автомобиля к небу нужно приспособить к дороге самолёт. Крылья и секция хвоста самолёта снимались, а пропеллер складывался внутри фюзеляжа. Имелся шестицилиндровый двигатель мощностью 150 л. с., "аэрофибия" могла летать со скоростью 190 км/ч и ехать по шоссе со скоростью 80 км/ч. О преобразовании самолёта в автомобиль и наоборот Фултон говорил, что "домохозяйка может сделать это одна за пять минут".

Аэрофибия

"Аэрофибия" стала первым в мире летающим автомобилем, получившим сертификат Управления гражданской авиации США. Однако, несмотря на очевидный успех летающей машины, Фултон не сумел довести её до массового производства — не удалось найти деньги.

"Аэрокар" Молта Тейлора – 1949 г.

"Аэрокар", разработанный Молтом Тейлором, является, пожалуй, и доныне самым успешным и самым известным из всех проектов летающих автомобилей. Изобретатель был вдохновлён моделью "Аэрофибии" Роберта Фултона и решил, что, занявшись созданием летающего автомобиля сам, сможет добиться большего. Первый "аэрокар" появился на свет в 1949 г., и с того времени было сделано немало попыток запустить автомобиль в серийное производства, но все они, по тем или иным причинам, так и не были доведены до завершения.

Читайте также отдельную статью об истории аэрокара и его изобретателя.

"Мицар" Генри Смолинского – 1973 г. (разбился)

Мицар

В 1971 г. Генри Смолинский и Хол Блэйд основали компанию "Advanced Vehicle Engineers", которая должна была заняться созданием летающего автомобиля на базе автомобиля Ford Pinto. Основатели имели далеко идущие планы, однако сам Генри Смолинский разбился на этой машине при первом же испытательном полёте.

Автоплан Леланда Брайана – 1953-1974 г. (разбился)

Автоплан Брайана
Автоплан Брайана

Ещё одной неудачной попыткой, закончившейся трагически для изобретателя в начале 1970-х г., была попытка создания серии летающих автомобилей Леландом Брайаном в периоде 1953-1974 годах. Брайан погиб в катастрофе своего аппарата "Roadable III" в 1974 г.

На видео ниже можно посмотреть модель летающего автомобиля Брайена 1955 года:

"Скайкар" Пола Моллера – 1974 г.

Скайкар

Со своим "Скайкаром" Пол Моллер возится уже давно, с 1974 г. В отличие от своих предшественников Моллер решил не делать в нём никаких отцепляющихся частей и, более того, сделать аппарат с вертикальным взлётом и посадкой. Для своего аппарата Моллер обещает весьма впечталяющие характеристики (скорость в полёте более 500 км/ч, способность подниматься на высоту более 10 км), как и то, что вот-вот этот аппарат пройдёт сертификацию FAA (Федерального авиационного агенства США), но пока успехи невелики. В 2002 году "Скайкар" прошёл только очень ограниченные лётные испытания на небольшой высоте, будучи привязан при этом страховочным тросом к подъёмному крану.

Изобретатель после этого решил начать принимать предварительные заказы на свой "Скайкар". Цена аппарата оказалась на тот момент просто астрономической - 995 тыс. долларов, хотя Моллер и надеялся, что стоимость "Скайкара" будет снижена в случае начала серийного производства.

В 2016 году Скайкар сумел пройти испытания в свободном полёте без привязки к крану.

Мюллер предпринимал ряд попыток продать свой Скайкар на аукционах, но цена не поднималась выше 3 миллионов долларов, когда для окупаемости проекта необходимо минимум 3.5 миллиона долларов.

"Transition" компании Terrafugia – 2006 г.

Transition

Проблема пробок на дорогах привлекает всё больше изобрететелей, желающих решить её при помощи летающего автомобиля. И вот встречайте, один из самых успешных на сегодняшний день летающих автомобилей под названием Transition (с англ. "переход") компании Terrafugia.

Transition задумывался как средство передвижения как по асфальту обычных автотрасс с их скоростями, так и для передвижения в воздухе, где он будет достигать скорости, равной скорости спортивного самолёта. Сам летающий автомобиль при этом легко помешается в обычном гараже.

Разработка уже прошла успешно множество испытаний и на неё даже сделали предзаказы. Стоит ожидать, что первый Transition найдёт своего владельца в 2019 году.

Читайте также подробную статью об автомобиле Transition компании Terrafugia

"Milner AirCar" компании Milner Motors – 2008 г.

Компания Milner Motors была основана в 2005 году в США, а в 2008 году они анонсировали создание своего Milner AirCar, опубликовав в прессе ряд заявлений, а также запатентовав дизайн с четыремя дверями и 5-ю местами для сидения.

Главное крыло умеет складываться и расположено в задней части транспортного средства. Сзади расположена два двигателя с пропеллерами. Скорость должна достигать 320 км в час при возможности путешествовать на расстояние 1600 км.

В компании утверждают, что в наземном режиме Milner AirCar будет работать как автомобиль и будет примерно такой же по размерам, как Toyota Corolla или Honda Civic.

В 2008 году компания построила нелетающий прототип, способный ездить.

На 2017 год никаких особых новостей или подвижек в проекте нет.

"AVX AirCar" компании AVX AT – 2010 г.

Одним из проектов летающих автомобилей заинтересовалась и армия США. Разработанный для неё летающий автомобиль, который получил название AVX Aircar, представляет собой четырехместный внедорожник-вертолет, оснащенный двумя складными винтами соосной системы, а также двумя хвостовыми винтами в кольцевых обтекателях и имеет колеса большого диаметра. AVX Aircar способен развивать скорость по дороге до 130 км/ч или лететь со скоростью 225 км/ч.

AVX Aircar - летающий автомобиль для военных

Как заявляет производитель, переход между режимами занимает не больше минуты (основной операцией при этом является складывание лопастей). Aircar может садиться и на бездорожье. Грузоподъемность нового транспортного средства составляет 470 кг, а дальность полета на одном баке топлива превышает 460 км. Высота же полёта может составлять при этом до 3 км.

На 2017 год по этому проекту не видно особых подвижек или новостей. Видимо, он рискует так и остаться пока что в виде концепта.