Идея создания автомобиля-амфибии, который одинаково успешно мог бы и ездить, и плавать, возникла довольно давно. Первые попытки конструирования амфибий относятся к 20-м годам. Ну а с приближением второй мировой всё больший интерес к амфибиям начали проявлять военные, так что к концу 30-х появились уже серийные образцы.
Первенство здесь, вероятно, принадлежит Германии благодаря энтузиасту конструирования амфибий Гансу Триппелю. Первая амфибия его конструкции Trippel SG6 начала выпускаться мелкими партиями ещё в 1937 году.
Trippel SG6 - первый серийный автомобиль-амфибия
SG6 имел грузоподъёмность 500 кг, мог разгоняться на суше до 96 км/ч, а на воде до 14 км/ч. Хотя Триппель проектировал машину как гражданскую, производили её в основном для армии.
Ещё одной амфибией, произведённой немцами в довольно большом количестве (14 тыс. штук), стал Фольксваген Швиммваген. Машина была более медленной, но дешёвой и с хорошей проходимостью. Во время войны машина активно использовалась вермахтом.
Фольксваген Швиммваген
Впрочем, у союзников тоже были амфибии. В значительном количестве их выпускали американцы. Наиболее массовыми стали 2 модели. Амфибия DUKW, предназначенная в первую очередь для десантных операций, был построена в количестве более 20 тыс. штук.
DUKW
Другой моделью, выпущенной в количестве более 12 тыс., стала меньшая по размеру Ford GPA. Если DUKW был рассчитан на 30 человек, то Ford GPA всего на 5. Обе машины были полноприводными и оснащались насосами для откачки воды.
Ford GPA
Несколько тысяч таких машин было отправлено в СССР, и во время войны они активно применялись Красной Армией.
Интересный факт - после войны в США нашёлся энтузиаст (Бен Карлин), который на своей машине Ford GPA совершил полноценное кругосветное путешествие. Он проехал через территорию 38 стран, при этом путь по суше составил 62 тыс. км, а 17 тыс. км. путешественник проплыл по морю!
После войны неоднократно предпринимались попытки сконструировать и запустить в серию гражданские автомобили-амфибии. Наибольшего успеха в этом добился всё тот же Ганс Триппель. В 1960 он создаёт "Амфикар", выпуск которой вскоре начинается в ФРГ. Но несмотря на грандиозные планы спрос на автомобиль-амфибию оказывается невысок. Удалось продать всего около 4 тыс. машин, после чего их выпуск был прекращён.
Амфикар
И всё же Амфикар до сих пор - самая успешная модель гражданского автмообиля-амфибии, так что подробнее про эту машину вы можете прочитать в отдельной статье.
Ну а как обстоят дела с амфибиями сегодня? Во-первых, плавающий транспорт по-прежнему востребован в армиях разных стран. Огромное количество палавающей военной техники было выпущено в СССР и до сих пор находится на вооружении российской армии. Что интересно, некоторые из моделей плавающей военной техники вполне могут купить и простые граждане.
Некоторые используют БРДМ-2 для рыбалки
Кроме того, способность плавать крайне нужна вездеходам, предназначенным для передвижения по труднодоступной местности. Большое количество моделей вездеходов-амфибий производятся как в России, так и за рубежом. Вы можете прочитать отдельные обзоры таких машин:
Наконец, несмотря на предыдущие неудачи, не прекращаются попытки придать водоплавающие свойства классическим автомобилям, сделав их способными как быстро ездить по обынчым дорогам, так и быстро передвигаться по воде. Подробнее про современные разработки таких амфибий также в отдельной статье.
И ещё одна отдельная статья - про единственный в своём роде подводный автомобиль!