Российские вездеходы-амфибии

Россия - страна огромных пространств и больших расстояний, и дороги у нас есть далеко не везде. Так что для нашей страны машины, способные проехать по любой местности, - не экзотика, а насущная необходимость. Благодаря этому в моделях самых разных вездеходов-амфибий в России нет недостатка. Немало разных вездеходов создано и опытными конструкторами, и любителями. В этой статье мы рассмотрим наиболее распространённые и популярные модели.

Активная разработка и выпуск вездеходов-амфибий началась в СССР ещё в 50-е. В основном эти модели предназначались, конечно, для армии. Например, одна из первых советских амфибий ГАЗ-46 выглядела так:

ГАЗ-46

Были разработаны и прочие амфибии для самых различных целей - от плавающих "Уралов" и транспортёров, способных перевозить десятки тонн груза, до маленьких "Луазов" для эвакуации раненых. Современные модификации некоторых из них выпускаются и в наши дни.

Луаз-967

Плавающий транспортёр ПТС-4

Советская армия использовала даже такую экзотическую технику, как плавающие паромно-мостовые машины (ПММ). В кратчайшее время такие машины могли заехать в реку, образовав мост.

По мосту из ПММ легко могли ехать танки

Интересно, что в Советском Союзе существовали плавающие варианты "Нив" и "УАЗов", но выпускались они в небольшом количестве, так и не дойдя до серийного производства.

ВАЗ-2121 - плавающая "Нива"

Плавающий УАЗ-3907

А что насчёт современных моделей российских вездеходов-амфибий? Их тоже много, разных размеров и для самых разных задач.

Вездеход "Витязь" когда-то разрабатывался по заказу военных. Большие габариты и грузоподъёмность, по первоначальному замыслу, позволяли вездеходу перевозить межконтинентальные баллистические ракеты. И хотя от использования вездехода для перевозки ракет затем отказались, сам вездеход пригодился для различных других целей.

Вездеход "Витязь"

"Витязь" - очень мощный и высокопроходимый гусеничный вездеход-амфибия, состоящий из двух сочленённых частей. Он может передвигаться по самой сложной местности в экстремальных условиях, перевозя свыше 30 тонн груза. Сегодня эти вездеход используются не только в армии, но и для гражданских целей - для перевозки грузов, строительных и монтажных работ, в геологоразведке, в аварийно-спасательных операциях и т. п.

Видео - вездеход "Витязь":

 

В 90-е в России выпуском вездеходов-амфибий занялась компания "ТРЭКОЛ". Название происходит от сокращения "Транспорт Экологический". Почему экологический? Компания выпускает вездеходы на шинах низкого давления, и такие шины не только обеспечивают высокую проходимость, но и не повреждают грунт, сводя к минимуму ущерб для окружающей среды.

Сегодня существуют разные модели вездеходов "ТРЭКОЛ" - от небольших типа "Лесник" для любителей отдыха в глуши на природе до 6-колёсных "Хаски", рассчитанных на 14 пассажиров.

Вездеход "Лесник" компании ТРЭКОЛ

Вездеход "Хаски" компании ТРЭКОЛ

Одним из конкурентов "ТРЭКОЛОВ" является вездеход "Шаман" компании "АВТОРОС". Это также вездеход на шинах низкого давления, с 8 колёсами, высокопроходимый, вместительный и при этом имеющий весьма большой уровень комфорта для водителя и пассажиров.

Вездеход "Шаман"

Советская Нива-2121 осталась в прошлом, но в начале 90-х компания "Бронто" сконструировала другую модель вездехода-амфибии на базе "Нивы". Вездеход получил название "Марш". И хотя "Нива" сама по себе отличается неплохой проходимостью, с "Маршем" ей не тягаться! Вездеход легко проедет по любым снегам и болотам. Стоит он, конечно, дороже "Нивы", но по сравнению с другой аналогичной техникой довольно дёшев.

Вездеход "Марш"

Помимо "Нив", российские производители вездеходов-амфибий не обошли вниманием УАЗы и Газели.

Вездеход "Кержак" - Газель, которая проедет везде!

ТРЭКОЛ-39041 на базе УАЗа

В России немало людей, которые пытаются конструировать вездеходы самостоятельно, и у многих даже получаются интересные варианты. Но конструктор Алексей Гарагашьян из Петербурга добился мировой славы. Вездеход "Шерп", созданный на основе его проекта, сегодня не только выпускается серийно, но и заслужил признание во всём мире. Вездеход имеет небольшие размеры и оснащён сравнительно слабым двигателем, однако применённые в его конструкции находки обеспечивают невероятную проходимость.

"Шерп"

Видео - вездеход "Шерп":

Разумеется, это далеко не все вездеходы, которые делают в России. В нашей стране просто огромное количество умельцев, которые создают вездеходы собственной конструкции. Рассказать про всех в рамках одной статьи не представляется возможным. Но ещё один всё-таки упомянем. Знаете, сколько стоит самый дешёвый российский вездеход-амфибия? Всего 140 тыс. рублей (на 2019 г.) Собирают эти вездеходы, получившие название "ЗИС-5", в Вологде, используя б/у запчасти от отечественных автомобилей. И, как ни странно, эти крайне дешёвые вездеходы действительно плавают и вполне неплохо преодолевают бездорожье.

Вездеход "ЗИС-5"