История изобретения снегоходов

Автомобиль, разумеется, является не роскошью, а универсальным средством передвижения. Однако, довольно часто, природа преподносит нам весьма неожиданные «подарки», а еще вчера доступные и проходимые дороги становятся непролазными пространствами, на преодоление которых может уйти несколько суток (вместо нескольких часов). Особенно острым вопрос со средствами передвижения становится именно в зимнее время, изобилующее оттепелями и заморозками, вьюгами и буранами.

Но, как говорили энтузиасты 30-х годов прошлого века: «не стоит ждать милости от природы». Вероятно, именно этим девизом и руководствовался канадский инженер Ж. А. Бомбардье, сконструировавший в 30-х годах прошлого уникальное транспортное средство – прообраз современного снегохода. Первый рабочий прототип snowmobile канадского конструктора – модель В7, вобрал в себя лучшие черты вездеходов того времени. Сконструированная в 1937 году модель приводилась в движение гусеничной тягой. В качестве передней опоры использовались лыжи, соединенные с рулевым механизмом. По большому счету это был обычный автомобиль, заднюю колесную пару которого заменили гусеничной системой, а переднюю - лыжной опорой. Именно такая схема стала «классикой» снегоходов.

Снегоход L'Auto-Neige Bombardier – snowmobile В7
Снегоход L'Auto-Neige Bombardier – snowmobile В7

Один из первых образцов продукции компании L'Auto-Neige Bombardier – snowmobile В7. Многоместный транспорт, предназначенный для передвижения в условиях зимнего бездорожья.

Арманд Бомбардье на месте водителя В7
Арманд Бомбардье на месте водителя В7.

Преимущества именно такой компоновки snowmobile были очевидны. Во-первых, гусеничная система, используемая вместо задней колесной пары, имела большую площадь соприкосновения с грунтом. Следствием этого стала устойчивость транспортного средства на рыхлой поверхности – снегоход не проваливался под снег. Кроме того, гусеничная система не позволяла «буксовать» на скользких участках. Во вторых, замена передней колесной пары на лыжную опору позволила решить проблему управляемости транспортным средством. Снегоход Бомбардье буквально плыл по снежному морю. Процесс управления такой машиной был прост и приятен. Именно эти преимущества позволили компании L'Auto-Neige Bombardier вытеснить с рынка продукцию своих конкурентов – аэросани Сикорского и разнообразные гусеничные вездеходы.

Основные конкуренты snowmobile Bombardier:

Аэросани Сикорского Аэросани Сикорского
Аэросани Сикорского

Аэросани Сикорского. Представляли собой обычный корпус на полозьях или лыжах, приводимый в движение авиационным мотором с пропеллером. Вследствие чего имели серьезный недостаток – ограниченный ареал эксплуатации. В лесистой местности ветки деревьев и кустарников очень часто «заклинивали» пропеллер.

Гусеничный вездеход В3
Гусеничный вездеход В3

Гусеничный вездеход В3. Состоял на вооружении Канадской армии. Неудача этой разновидности снегоходов на «гражданском» рынке объясняется чрезмерным интересом военных к технике такого типа. По большому счету, гусеничный транспорт попросту «не доходил» до гражданского потребителя – все скупалось армией.

На протяжении 40-х и 50-х годов компания Bombardier продолжает совершенствовать свою продукцию. В качестве двигателя используются шестицилиндровые моторы от Chrysler, обеспечивающие солидную тягу snowmobile. Деревянный корпус первого В7 заменяет металлический, а в качестве коробки передач монтируют либо ручную (на 3 скорости), либо автоматическую. Примечательно, что в моделях В7 и В12 существовала возможность снять лыжную опору и установить переднюю колесную пару на «законное» место. Таким образом, В7 и В12 превращались в привычные вездеходы.

snowmobile В12
Образец продукции компании L'Auto-Neige Bombardier – snowmobile В12. Выпускался с 1942 года, как продолжатель традиций В7.
Bombardier В12. Вид из салона
Bombardier В12. Вид из салона.

До 50-х годов прошлого века снегоходы были обычными «рабочими лошадками», перевозившими лесорубов или школьников, но в 1957 году на рынок Канады и США выходит знаменитый Ski-Dog – первый индивидуальный «гражданский» снегоход, похожий скорее на мотоцикл, чем автомобиль. Основной причиной появления Ski-Dog на рынке snowmobile стало падение спроса на модель В12. К концу 50-х в Канаде уменьшается потребность в транспорте для бездорожья. Власти строят множество крупных автомагистралей. Издается специальное распоряжение об обязательной уборке снега на дорогах. Snowmobile уже не является привлекательным видом транспорта. Постепенно его заменяет автобус или внедорожник с мощным двигателем и хорошей «ходовой» частью.

снегохода Bombardier Ski-Doo SK-60
Одна из первых моделей снегохода Bombardier Ski-Doo SK-60

Именно Ski-Dog – индивидуальное транспортное средство, предназначенное скорее для развлечения и туризма, спасает и компанию Bombardier, и будущее такого транспорта, как снегоходы. Правда наименование Ski-Dog не прижилось и, впоследствии, было трансформировано в Ski-Doo. Что же привлекло внимание любителей зимнего экстрима и туризма к снегоходам именно такой конструкции? Во-первых – возможность промчатся со скоростью 40 км/час по заснеженному бездорожью. Согласитесь, любители экстремальных развлечений не могли пройти мимо шанса устроить гонку в таких условиях. Во-вторых, лыжная опора длинной в 1,5 метра и резиновая гусеничная тяга длинной до 1 метра, позволяли с уверенностью управлять такой техникой, даже без навыков экстремального вождения. В-третьих, мощный двигатель Ski-Doo позволял прикрепить к снегоходу грузовые сани и перевозить небольшие грузы, что весьма быстро оценили охотники и рыболовы. В итоге, именно такой снегоход очень быстро становится непременным атрибутом активного зимнего отдыха, а указанные преимущества, усиливаясь в одной или другой модели, приводят к появлению классификации snowmobile.

Сегодня существуют следующие разновидности снегоходов:

  • спортивные, предназначенные для скоростной езды и фристайла.
  • туристические, конструкция которых позволяет без труда управлять таким транспортным средством любому человеку.
  • бытовые, предназначенные скорее для хозяйственных нужд, чем для развлечений или спорта.

Хотя жесткого различия между моделями не существует. Можно сказать, что такая классификация возникает скорее в воображении «пилота» снегохода.

Спортивный снегоход Спортивный снегоход
Спортивный снегоход

Спортивный снегоход. Способен развить скорость до 200 км/час, что делает его очень опасным (в первую очередь для водителя) транспортным средством. Не оснащен багажником и защитными щитками. В качестве конструкционных материалов используются высокотехнологичные сплавы и композиты, сочетающие высокую прочность и малый удельный вес. Мощность двигателя достигает 200 «лошадок».

Туристический снегоход Туристический снегоход
Туристический снегоход

Туристический снегоход. Оборудован небольшим багажником, защитными щитками. Способны перевозить несколько человек. Безопасное и комфортабельное транспортное средство, хотя может разогнаться до приличной скорости.

Бытовой снегоход Бытовой снегоход
Бытовой снегоход

«Бытовой» снегоход. Способен «потянуть» грузовые сани с нагрузкой до 1500 килограмм. Главная особенность конструкции – широкая гусеница и двигатель с «достойным» крутящим моментом.

Основными производителями современных снегоходов являются компании Arctic Cat, Polaris (США), японская Yamaha и, разумеется, канадская Bombardier.

В истории отечественного автотранспорта снегоходы встречаются под именем «мотонарты», «аэросани», вездеходы и т.п. Конструирование отечественных «зимних» вездеходов началось в 1915 году, когда обычный «Руссо-Балт» оснастили гусеничной системой и лыжами (под передней колесной парой). Послереволюционное развитие снегоходов пошло по пути создания аэросаней, предназначенных для гражданских и военных нужд. Наиболее известные модели - РФ-8, НКЛ-16/42, «Север-2» (1959), Ка-30 (1962-1980).

Аэросани Ка-30 Аэросани Ка-30
Аэросани Ка-30

Аэросани Ка-30. Выпускались с 1962 года мелкосерийными партиями по 15-20 штук в год. Неизменный атрибут жизни северных областей СССР. За сезон «пробегали» по 10-15 тысяч километров. Использовались как пассажирский и грузовой транспорт. Сняты с производства в 1980 году.

Классическую схему снегохода освоили только в 70-х годах прошлого века, используя передовой опыт НПО «Сатурн».

Наиболее известные модели классических снегоходов:

снегоход Буран
«Буран» СБ-640 (1975), производился в Рыбинске на НПО «Сатурн»
снегоход Тайга
«Тайга» (2007) – современная продукция дочернего предприятия «Русская механика» ОАО НПО «Сатурн»;
снегоход Тикси
«Tiksy 250» (2009) – современная продукция дочернего предприятия «Русская механика» ОАО НПО «Сатурн»;
снегоход МВП-500
Снегоход МВП-500, производимый с 2004 года силами ООО "Моторс Василия Прядеина"
снегоход Рысь
Снегоход «Рысь», производимый в ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» с 1991 по 2009 год. Относится к бытовым снегоходам. Способен транспортировать до четверти тоны полезного груза (на санях).

Кроме заводских моделей существует множество авторских транспортных средств, созданных отечественными умельцами. Что, без сомнения, свидетельствует о популярности такого вида транспорта на наших широтах.