Расскажем подробнее о самом успешном из проектов летающих автомобилей, "Аэрокаре" Молтона Тейлора.
Уже в юности Тейлор сходил от авиации с ума. Он был одарённым инженером, но с летающим транспортом столкнулся не сразу. В 1942 году Тейлор служил на флоте и стал первым человеком, который успешно отправил в цель ракету "земля-земля", а ещё через год участвовал в создании первого поколения крылатых ракет.
После войны Молт занялся у себя дома строительством самолётов-амфибий, спортивных планеров и тому подобного. Но в 1946 году, закупая запчасти для своего очередного самолёта "Утёнок", Тейлор буквально врезается в Роберта Фултона, о "Аэрофибии" которого только что опубликовал статью журнал Life.
Будущий создатель "Аэрокара" в тот момент был увлечён фултоновским воплощением мечты о крылатом автомобиле, тем более, что именно его впервые в истории официально признало Управление гражданской авиации США. Вторым номером CAA сертифицирует "Аэрокар" Тейлора.
Первый "Аэрокар" был построен в 1949 году. Чтобы уменьшить вес, Тейлор сделал кузов автомобиля из стекловолокна, а поскольку тыловые колёса использовались для приземления, принимали удар на себя, в "Аэрокаре" использовался экзотический по тем временам передний привод. Кроме того, он сконструировал "Аэрокар" так, что, превращая его из самолёта в автомобиль все самолётные компоненты можно было легко сложить и увезти с собой.
"Я видел, как это летает, как сбрасываются крылья, хвост, и получается автомобиль", — вспоминал позднее Тейлор. – И я подумал, это хорошая идея, но я могу добиться большего успеха". Думая о совершенствовании "Аэрофибии", Тейлор рассуждал примерно так: если смысл летающего автомобиля в том, чтобы у человека была свобода передвижения, то хранить компоненты для полёта в аэропорту — не оптимальное техническое решение. Он придумал возить всё это с собой: и крылья, хвост, и тыловой пропеллер, по его проекту, собирались в буксируемый автомобилем прицеп.
В 1956 году "Аэрокар" Тейлора получает сертификат. Можно было начать поиск заказчиков и компаний, которые могли бы взяться за массовое производство "Аэрокаров". Первый покупатель у компании Тейлора появляется в самом начале 1960-х. Это популярный актёр Боб Каммингс, ведущий на телевидении своё "The Bob Cummings Show", в котором "Аэрокар" с этого момента регулярно появляется.
Жёлто-зелёная расцветка его "Аэрокара" объяснялась просто — это фирменные цвета NutraBio, производителя витаминов, спонсировавшего вышеназванное телешоу.
Каммингс был звездой, дамским угодником, но ещё и слыл храбрым пилотом. Как впоследствии выяснится, он являлся единственным хозяином чудо-машины, использовавшим покупку по назначению: Каммингс часто летал на своём "Аэрокаре" в Палм-Спрингс, Калифорния, и брал с собой пассажиров, среди которых была и Мэрилин Монро.
Сам Тейлор, убеждённый в том, что за летающими автомобилями будущее, провёл на телевидении довольно много времени. Его любимым эфиром сталось шоу "У меня есть секрет" ("I've Got a Secret"), в ходе которого Тейлор отвечал на вопросы группы людей с завязанными глазами.
Во время беседы Тейлор вместе с помощником превратили автомобиль в самолёт. На сборку ушло три минуты. Благодаря массированной рекламе, лицензии CAA и отсутствию аварий, дело, казалось бы, пошло.
В 1961 году один "Аэрокар" покупает орегонская радиостанция KISN, чтобы информировать слушателей о ситуации на дорогах. Позднее удаётся найти ещё четверых покупателей, но ни один из них так и не стал летать. Например, владелец сети закусочных из Иллинойса выставил "Аэрокар" на обозрение ради рекламы.
Тем временем, Тейлор договаривается с компанией Ling-Temco-Vought о массовом производстве: можно было построить тысячу "Аэрокаров" примерной стоимостью $8,5 тысяч, при условии наличия 500 предварительных заказов. Вдохновлённый перспективой Тейлор бросился собирать заказы, и через две недели у него было 278 депозитов по тысяче долларов каждый. Он отправил деньги Ling-Temco-Vought, но недостающие 222 заказа так и не поступили — сделка сорвалась.
Нужно отметить, что в то время "Аэрокар" никак не мог конкурировать в цене с обычными автомобилями – он стоил в 20 раз дороже средней машины. Впрочем, подобное соотношение сохранилось и по сей день, достаточно вспомнить Пола Моллера, оценившего первый Skycar в миллион долларов.
Следующий шанс выйти в массы у летающего автомобиля появился только спустя девять лет — в 1970-м уже третью модель "Аэрокара" с интересом рассматривала Ford Motor Company.
Тейлор встречается с вице-президентом компании Дональдом Петерсеном (Donald Petersen) и катает его как по воздуху, так и по земле. Он надеется сделать "по крайней мере, следующий шаг или два в исследованиях возможностей" своей машины.
Но в августе того же 1970-го на фоне нефтяного кризиса и возросшего импорта японских автомобилей интерес компании Форда сходит на нет. Вдобавок ко всему, Петерсен не хочет, чтобы публика думала о несерьёзности компании в связи с "безрассудным устройством".
Молтон Тейлор умер в 1995 году. Однако интерес к его машине жив до сих пор, и последователи пытаются повторить и превзойти успех "Аэрокара". Вдова Молта, Лиллиан Тейлор, и по сей день убеждена, что летающий автомобиль её мужа был превосходной идеей: "Мы часто использовали его, летали на лодочные гонки в Сиэтл и наблюдали их с неба. Мы могли парковаться в местах для мотоциклов".
Всего компания Тейлора произвела на свет шесть "Аэрокаров". Последние модели развивали в воздухе скорость более 200 км/час, а по земле они двигались не медленнее тогдашнего типичного автомобиля. Сейчас некоторые из "Аэрокаров" выставлены в различных музеях США.
На видео ниже вы можете посмотреть отрывок из передачи известного телеведущего Джеймса Мэя, где он тестирует Аэрокар Тейлора и даже летает на нём: