МЕНЮ

Самые большие автомобили - экскаваторы и тягачи

В этой статье мы расскажем о самых больших в мире когда-либо построенных машинах, которые способны самостоятельно передвигаться. И на первом месте среди подобных машин будут, конечно же, экскаваторы. Стремление конструкторов к гигантизму тут вполне объяснимо - чем больше экскаватор, тем больший объём породы он будет добывать в единицу времени и тем ниже, в конечном итоге, будет себестоимость добычи.

Итак, самый большой экскаватор и вообще самое большое наземное транспортное средство, занесённое в книгу рекордов Гиннеса, на сегодняший момент - роторный экскаватор Баггер 293 (Bagger 293). Эта гигантская машина была построена для добычи бурого угля в Германии. Экскаватор был построен в 1995 г. бывшей ГДР-овской фирмой "Такраф" (TAKRAF).

Баггер 293 имеет следующие размеры – высоту 96 метров, длину 225 метров, а диаметр ротора, оснащённого 18 ковшами, составляет 21 метр. Также экскаватор имеет огромный вес – почти 14200 тонн. За 1 день экскаватор может добывать 240 тыс. кубических метров породы и обслуживается командой из пяти человек. Конечно, в основном экскаватор находится на одном месте, добывая уголь, но может и передвигаться на огромных гусеницах. Скорость, правда, невелика - всего 0,6 км/ч.

Баггер 293 - самый большой экскаватор в мире
Баггер 293 - самый большой экскаватор в мире
Баггер 293, ещё одно фото
Баггер 293 - ещё одно фото

Видео - Баггер 293 в работе:

Самым большим экскаватором с ковшом, когда-либо созданным в мире, был самоходный экскаватор Биг Маски (Big Muskie), построенный ещё в 1969 году американской компанией "Бюсайрес Ири". Он всего немного уступает по массе и размерам Баггеру 293 и долгое время удерживал рекорд самой большой самодвижущейся машины. Экскаватор проработал в угольном разрезе в штате Огайо до 1991 г. и мог бы работать и дальше, но экономическая ситуация сложилась не в его пользу. Спрос на уголь с высоким содержанием серы, который добывал Биг Маски, сильно упал, общественность протестовала против загрязнения воздуха, а стоимость электроэнергии, которая требовалась для экскаватора, выросла. В результате, чтобы сократить расходы, компания его остановила, а в 1999 г. объявила о своём желании превратить этот экскаватор в музей. За 22 года своей работы Биг Маски извлёк невероятные 465 млн. кубических метров грунта, между прочим, это примерно в 2 раза больше, чем объём земли, изъятый при строительстве Панамского канала.

Биг Маски обладал следующими характеристиками: вес - 12200 тонн, высота - 68 метров, длина - 149 метров. А в его ковше могли поместиться 12 легковых автомобилей.

экскаватор Биг Маски
Экскаватор Биг Маски

Перейдём, наконец к машинам, предназначенным для перевозки грузов. И расскажем про самый большой в мире гусеничный тягач "Мэрион". Его в 1964 г. пришлось построить американцам для доставки на космодром на мысе Канаверал сверхтяжёлых ракет Сатурн V, созданных в рамках лунной программы. А когда программу закрыли, тягачи стали возить космические челноки.

Было построено два гигантских 8-гусеничных тягача длиной 40 и шириной 34,7 м. Вес самого тягача - 2400 тонн, а вместе с грузом - 8165 тонн. Скорость передвижения невелика - всего 3,2 км/ч без груза и 1,6 км/ч с грузом. В пути тягач расходует огромное количество топлива - 350 литров на 1 км, а ёмкость его бака - 19 тыс. литров. У каждого тягача есть по два основных (мощностью 2750 л. с.) и два дополнительных (1065 л. с.) дизельных двигателя. Но они не двигают тягач непосредственно, а вырабатывают электроэнергию и передают её на 16 электромоторов , которые и приводят в движение гусеницы.

Тягач "Мэрион"
Тягач везёт ракету на космодром