Ещё в конце 18 в. было обнаружено, что при пиролизе (т. е. разложении при нагревании без доступа воздуха) древесины или угля выделяется горючий газ. Этот газ имеет сложный состав и включает водород, метан и угарный газ. Поскольку изначально газ использовали для освещения, его называли "светильным". Однако в 1860 г. французский инженер Этьен Ленуар решил применить светильный газ в двигателе внутреннего сгорания. Он имел небольшой КПД, однако вполне успешно работал и впоследствии послужил прототипом для ДВС на жидком топливе.
Вскоре появились и первые автомобили с газогенераторными установками. Конечно, такие автомобили обладали целям рядом недостатков по сравнению с автомобилями, работавшими на бензине. Сама установка была более громоздкой, вдобавок автомобилю приходилось возить большой запас топлива. Кроме того перед началом движения приходилось разжигать топку и ждать около 10 минут прежде, чем вырабатывалось достаточное количество газа. Зато такому автомобилю был не нужен бензин, его можно было "заправлять" разными отходами, оставшимися при заготовке и обработке древесины. А поскольку в первой половине 20 в. бензин был довольно дефицитным, газогенераторные автомобили получили широкое распространение.
Схема газогенераторной установки для автомобиля
Особенно большую популярность газогенераторные автомобили, работавшие на дровах или угле, получили в 30-е и 40-е. Таких машин в разных европейских странах насчитывалось много тысяч. В одной только Германии, которая во время войны столкнулась с острой нехваткой нефти, газогенераторами оборудовали 500 тысяч автомобилей.
Немецкий газогенераторный грузовик
Легковой автомобиль с газогенератором
Активная разработка автомобилей, работающих на дровах, велась и в Советском Союзе. Прежде всего такие машины предназначались для работы в отдалённых районах, куда трудно было доставлять топливо и не было развитой сети заправочных станций. Зато в дровах, например, на лесозаготовках в Сибири, недостатка не было.
Советский грузовик, работавший на дровах
Производство газогенераторных автомобилей в СССР продолжалось до середины 50-х. Выпускавшиеся в это время грузовики развивали скорость до 53 км/ч и расходовали 150 кг дров на 100 км.
Во второй половине 20 в. в большинстве стран газогенераторные автомобили перестали производиться, однако в некоторых местах нашей планеты они эксплуатируются до сих пор.
Автомобиль на дровах в Северной Корее
Впрочем, и за пределами Северной Кореи сегодня есть немало энтузиастов, которые переделывают свои автомобили, устанавливая на них газогенераторные установки. Поскольку ДВС современного автомобиля может работать на горючем газе, получаемом из дров, без принципиальных переделок, при желании оборудовать его газогенераторной установкой может любой умелец в домашних условиях.
Видео - автомобиль Нива, работающий на дровах: