Есть обычные автомобили, а есть концепт-кары. Что такое концепт-кар? Это такой автомобиль, который построен специально для демонстрации каких-то новых идей в дизайне и технологических решений. Концепт-кары не предназначены для серийного производства, их основная задача - демонстрация на автосалонах и шоу. Но разумеется, создатели концепт-каров в своих машинах пытаются предугадать конструкцию и дизайн автомобилей будущего. В этой статье - 25 самых интересных и необычных концепт-каров из истории автомобилестроения.
Первым концепт-каром в истории считается Buick Y-Job, представленный компанией "Бьюик" в 1938 г. Машина имела множество новых дизайнерских и технических решений - фары убирались в крылья, дверцы открывались кнопками, крыша могла автоматически выдвигаться и складываться и т. п. Харли Эрл, разработчик концепт-кара, полагал, что его творение станет прототипом для будущих серийных "Бьюиков". Этого не случилось, однако отдельные решения из концепт-кара действительно перекочевали в дальнейшем в серийные машины.
Видео - Buick Y-Job:
В 1953 Харли Эрл спроектировал ещё более футуристичный концепт-кар, на этот раз в сотрудничестве с General Motors. Машина больше походила на реактивный истребитель, чем на автомобиль, и была оснащена газотурбинным двигателем. Двигатель имел мощность 380 л. с. и был способен разогнать автомобиль до 370 км/ч.
Видео - испытания XP-21 Firebird I:
Ещё один известный концепт-кар - Buick XP-300 появился в 1951 г. Мощный двигатель в 335 л. с. мог разгонять машину до 230 км/ч. В машине было множество прогрессивных особенностей и опций - автоматическая коробка передач, выдвижной руль, сидения и стёкла с гидравлическим приводом и т. п. Множество технических и дизайнерских решений из данного концепт-кара перекочевало в будущие серийные автомобили.
Cерия из трех концепт-каров, созданная в 1953 году иальянским автомобильным дизайнером Джузеппе Бертоне, стала сенсацией на автосалонах. Необычная форма служила не просто для красоты - она обеспечивала машине крайне низкое аэродинамическое сопротивление и скорость в 200 км/ч при сравнительно небольшом расходе топлива. Но несмотря на восторженные отзывы, необычные идеи автомобилей так и не получили развития.
Этот концепт-кар был создан в 1955 г. компанией General Motors. Машина имела весьма необычный дизайн. Пассажиров прикрывали стелкянные колпаки, сзади были выступы в форме плавников, спидометр был встроен прямо в руль. Через несколько лет, когда шли съёмки фильма о Бэтмене и главному герою понадобилось собственное средство передвижения, именно слегка переделанный Lincoln Futura и стал первым "Бэтмобилем".
Ford La Tosca был выпущен компанией "Форд" в 1955. Резервные огни автомобиля были смоделированы на реактивных трубках, а фары были выдвижными. Ещё одной особенностью машины было дистанционное управление.
Этот концепт-кар был представлен компанией General Motors в 1956 г. Кузов автомобиля был сделан из стекловолокна, а интерьер напоминал кабину самолета, вдохновленного реактивной эпохой. У "Центуриона" была прозрачная крыша, а сзади - революционные крылья, которые в конце 1950-х годов стали характерными чертами "Бьюиков" и "Шевроле". Когда вы открывали дверь, сиденья автоматически откидывались назад. Концепт-кар также имел телевизионную камеру, установленную сзади, которая передавала изображение на экран на приборной панели.
В 1958 инженеров компании Ford посетила смелая идея - спроектировать концепт-кар как будущий атомный автомобиль. Машина должен была получать энергию от небольшого ядерного реактора, расположенного в задней части, и использовать паровую машину, работающую на делении урана. Предполагалось, что автомобиль будет проезжать 5000 миль до дозаправки. Но практической реализации идея атомных автомобилей, как мы знаем, так и не получила.
Элегантный GM-X Stiletto дебютировал на Всемирной выставке в Нью-Йорке 1964 года. Концепт-кар имел аэрокосмический дизайн и управление в стиле самолёта. Другие передовые функции включали климат-контроль, датчики препятствий и зеркала заднего вида. Дверей не было, в машину можно было попасть через люк.
Alfa Romeo Carabo, впервые представленный на Парижском автосалоне в 1968 году, был разработан Марчелло Гандини из известной студии Bertone. Название Carabo происходит от жуков Carabidae, чей зеленый и оранжевый цвет вдохновил на создание автомобиля. Знаменитая клиновидная конструкция автомобиля привела к появлению тенденции клина в конце 1960-х годов. Carabo является предшественником Lamborghini Countach, и его характерные двери окажут большое влияние на дизайн автомобилей в последующие годы.
Гирокары, двухколесные автомобили, в своё время очаровали дизайнеров автомобилей, и Ford Gyron - один из таких примеров. Показанный на автосалоне в Детройте в 1961 году, Gyron был похож на мотоцикл, поддерживаемый гироскопами. В машине сидели два человека. В состоянии покоя Gyron поддерживался двумя маленькими ножками по бокам.
В конце 1960-х Mercedes-Benz экспериментировал с новыми технологиями двигателей, такими как двигатели Ванкеля, дизельные двигатели и турбокомпрессоры. C111-I был первым из серии автомобилей, которые использовались для тестирования этих новых технологий. Конецпт-кар был представлен на Франкфуртском автосалоне 1969 года. Двигатель Ванкеля C111-I вырабатывал 280 лошадиных сил, этого достаточно, чтобы разогнаться до 100 км / ч за пять секунд. Аэродинамический корпус немецкого автомобиля был сделан из стеклопластика, что уменьшило его вес.
Немногие автомобильные концепции были более футуристичными, чем Ford Seattle-ite XXI. Концепт-кар отличался сменными силовыми установками на топливных элементах и корпусами кузова, в нём была компьютерная навигация и картография, а также четыре ведущих и рулевых колеса. Энергоблоки имели топливные элементы, которые могли использовать ядерную тягу, которая тогда считалась безопасным источником энергии будущего. Автомобиль также был первым с шестью колесами, которые, по мнению дизайнеров, упростят управление автомобилем в поворотах.
Еще одним автомобилем, созданным Марчелло Гандини, главным дизайнером Bertone, стал футуристический Lancia Stratos Zero с большой вертикальной приборной панелью, примыкающей к рулевому колесу. Автомобиль был всего 84 см в высоту, и входить в Zero нужно было, подняв лобовое стекло, так как дверей не было. Прототип впервые дебютировал на Туринском автосалоне в 1970 году.
Vauxhall SRV, разработанный Уэйном Черри, был элегантным четырехдверным четырехместным спортивным автомобилем, который дебютировал на Лондонском автосалоне в 1970 году. Кузов из стекловолокна имел конструкцию с выдвинутой вперед кабиной. Автомобиль имел задние колеса с откидными крышками. В задней части находилась крышка, закрывающая моторный отсек.
Maserati Boomerang был представлен на Женевском автосалоне в марте 1972 года. Сногсшибательный интерьер концепт-кара включал в себя рулевое колесо и датчики как часть единой консоли, выходящей из приборной панели. Рулевое колесо вращалось вокруг остававшихся на месте датчиков. Водитель и пассажир размещались в сиденьях ковшового типа полулежа, благодаря чему машина была весьма низкой - всего 110 см. в высоту. А двигатель мощностью 310 л.с. позволял разгоняться до максимальной скорости 300 км/час.
Еще один продукт команды дизайнеров Bertone образца 1978 г. Lancia Sibilo имел привлекательную внешность и любопытный интерьер. Интерьер имел лишь несколько деталей на приборной панели и выглядел почти незавершенным. Рулевое колесо не имело спиц, на нём было три большие кнопки плюс динамик. А своеобразные сиденья располагались почти на уровне пола.
Купол полностью бежевого Citroen Karin, спроектированный Тревором Фьоре в 1980 г., выглядел как палатка. Рулевое колесо автомобиля с щелью внизу было конструктивной особенностью, которая заставляла задуматься. Посередине рулевого колеса располагалось что-то похожее на клавиатуру, а по бокам от рулевой колонки располагались группы кнопок и переключателей. Сиденье водителя находилось посередине трехместного автомобиля и немного впереди пассажиров.
Pontiac Banshee IV, представленный в 1988 г. компанией General Motors, имел обтекаемый и футуристичный дизайн. Интерьер также был несколько необычным. У машины были большие неуклюжие кнопки на рулевой колонке, и она была загромождена 23 кнопками. Сиденье водителя выглядело довольно круто, напоминало кабину космонавта.
BMW C2 построен в 1991 г. по образцу BMW Nazca M12. Последний автомобиль возник из воображения Джорджетто Джуджаро и его сына Фабрицио, которые были вдохновлены автомобилями Формулы 1 и Группы C. Рама автомобиля C2, более ориентированного на гоночные треки, была сделана из углеродного волокна, что было необычно для начала 1990-х. Двигатель в 350 лошадиных сил разгонял машину до 100 км/ч за приличные 4,2 секунды и обеспечивал максимальную скорость 325 км/ч.
Moovie, разработанный в 2005 г. компанией Пежо оказался забавным концептуальным автомобилем, который дважды в год выигрывал конкурс дизайна Пежо. В несколько минималистичной концепции Moovie учитывалось, как умные автомобили будут выглядеть в будущем, с большими круглыми дверями и местом для двоих в кабине автомобиля.
Яркие, бурлящие цвета брызнули в салон среднеразмерного кроссовера Citroën Hypnos: шкала была шокирующе красной; передние сиденья были оранжево-желто-зелеными; а задние сиденья были синими и фиолетовыми. Форма сидений была треугольной, а подголовники свисали с потолка. Кстати, представлена машина была в Париже на международном автосалоне в 2008 г.
Китайцы пытались выйти на нижний уровень автомобильного рынка на Западе, и многие такие автомобили дебютировали на Североамериканском международном автосалоне в Детройте в 2008 году. Одним из них был электромобиль Tang Hua, который выглядел как нечто, что водили бы герои мультфильмов. Вся машина была сделана из стекловолокна, а это означало, что двигатель машины был немного маловат.
BMW LOVOS, выглядит так, будто у него чешуя по всей поверхности. Эта концепция была разработана немецкой студенткой-дизайнером Анне Форшнер и состоит из 260 подвижных и заменяемых частей, которые выполняют функцию пневматических тормозов. Также в них есть фотоэлементы и они могут отслеживать движение солнца и генерировать напряжение, когда есть солнечный свет.