История чип-тюнинга началась с появлением в конструкции автомобиля такого узла, как Engine Control Unit – модуль контроля двигателя. Первым прообразом ECU была система контроля работы авиационного мотора Kommandogerat, сконструированного в 1939 компанией BMW. Естественно, что конструкция модуля контроля авиационного двигателя BMW имела значительные отличия от современного узла ECU, однако это была первая попытка вмешаться в процесс сгорания топлива в двигателе. Инженеры компании BMW впервые попытались синхронизировать подачу определенного количества обогащенной воздухом горючей смеси в двигатель с работой системы зажигания. Целью таких ухищрений было увеличение количества оборотов и крутящего момента. Двигатель работал с большей отдачей, поскольку топливо сгорало "до конца", а дополнительное насыщение топлива кислородом позволяло поддерживать дальнейшее увеличение числа оборотов.
Именно этот принцип настройки работы двигателя используется всеми современными чип-тюнерами. Правда, в отличие от пневматических и механических датчиков немецких инженеров 30-х годов, в современном автомобиле установлены особые блоки на основе микрочипов, запрограммированных определенным образом. Современное ECU, благодаря встроенной в память чипа программе, контролирует все этапы работы двигателя – от впрыска топлива, до отвода отработанных газов. Кроме этих функций блок ECU осуществляет и такую важную (а сточки зрения любителей скоростного пилотирования авто – бесполезную) функцию, как ограничение оборотов двигателя. Говоря проще – ECU не дает мотору вашего автомобиля возможности выдать на вал двигателя максимально возможное число оборотов. Цель этого ограничения – забота о целостности конструкции автомобиля и увеличение срока эксплуатации двигателя. Но если ресурс эксплуатации двигателя вас не волнует, то под капотом вашего авто можно отыскать около четверти сокрытых от постороннего взора "лошадиных сил".
Первые попытки чип-тюнинга были предприняты в начале последнего десятилетия прошлого века. Именно в 90-х годах молодые программисты, увлеченные автотранспортом, решились вторгнуться в заводские настройки блока контроля работы двигателя. Модуль контроля двигателя (ECU), блок управления трансмиссией (PCM), модуль управления двигателя (ECM) – все эти узлы были безжалостно разобраны, а программы чипов – взломаны.
Затем каждый уважающий себя программист с задатками автолюбителя принялся за создание собственных программ, ориентированных на достижение оптимальных характеристик работы автомобильного двигателя. Технически это выглядело не сложно – часть кода программы контролирующей работу двигателя является таблицей параметров функционирования агрегата в различных условиях. Изменяя значений в таблице, позволяло изменять рабочие характеристики двигателя.
Следует отметить, что эта работа получалась далеко не у всех. С течением времени на рынке появились уже профессиональные ателье чип-тюнинга, предлагавшие действительно качественную услугу по изменению прошивки ECU.
Современные ателье тюнинга предлагают различные варианты этой услуги, предполагающие достижение различных результатов. Например, известное ателье ABT представило в конце 2010 года проект "разгона" малолитражных моторчиков для серии VW Polo. Именно чип-тюнинг позволил увеличить мощность 1,2 -литрового двигателя со 105 до 140 лошадиных сил, а у двигателя объемом 1,4 литра прирост мощности составил 40 "лошадок" (конечный результат 210 л.с.) и сравнялся с характеристиками Volkswagen Golt GTI (объем двигателя в 2 литра).
В итоге, специалистам из ABT удалось превратить малолитражку в полноценный автомобиль, а владельцы подобного тюнинг-пакета смогли ощутить всю прелесть управления "нормальным" авто, сэкономив на налоговых сборах.
Не отстают от иностранных коллег и отечественные ателье тюнинга. Ведь, в отличие от зарубежных автолюбителей, российский водитель просто обязан провести дополнительную настройку ECU даже в новом автомобиле. Причина – усредненные европейские показатели программ модуля контроля двигателя, не рассчитанные на низкое качество отечественного топлива и температурные условия эксплуатации автомобиля. Однако, помимо "бытового" чип-тюнинга у российских специалистов случаются и более интересные проекты.
Например, проект тюнинга двигателя Porsche Panamera, выполненный российской компанией TopCar в рамках проекта Stingrayrss. В результате перенастройки показателей в программе блока управления двигателем, проведенной "косметическим" путем - без вмешательства в структуру агрегата, мощность мотора возросла на 50 л.с.
В заключении необходимо отметить, что наряду с ощутимым приростом ходовых характеристик автомобиля, чип-тюнинг имеет и свою отрицательную сторону – увеличение расхода топлива и, соответственно, увеличение уровня загрязнения окружающей среды "выхлопными" газами. Еще одним минусом является отсутствие у большинства водителей навыков управления форсированным автомобилем. Возросшая скорость и более быстрый "разгон до сотни" могут спровоцировать аварию. Помните об этом, управляя вашим автомобилем.