Практически любую модель любого автомобильного бренда можно подогнать под три основных категории, разделяющие весь мир транспортных средств. Существуют машины для скоростных гонок, машины для размеренных путешествий и машины-вездеходы, позволяющие преодолевать довольно сложную трассу. Однако, есть еще одна разновидность автомобилей – "выставочные" авто или шоу-кары. И в этой категории найдут свое место и внедорожники и обычные авто и стремительные гоночные болиды. Но ни "гонки", ни "джипы" и не "папины машины" не могут сравниться по зрелищности и проявляемому публикой интересу с такой разновидностью шоу-каров, как Monster Truck. По официальным данным, озвученным социологическими компаниями США, шоу с участием Monster Truck занимает почетное второе место в рейтинге самых популярных представлений Америки.
Впрочем, такая популярность не удивительна. Ведь Monster Truck проектируется и создается именно для "показухи". Даже самый первый автомобиль из семейства Monster Truck, давший название этой разновидности автомобилей - BIGFOOT the first Monster Truck, был создан с целью рекламы способностей талантливого механика Боба Чандлера. Вначале отец-основатель жанра даже не понял того, что стал зачинателем целей отрасли автомобилестроения. Боб Чандлер был энтузиастом совершенно другого подвида автомобильных состязаний – гонок по бездорожью на модифицированных пикапах.
По его словам, он просто пожелал подогнать конструкцию колесной пары своего авто под максимальный диаметр колесного диска – 1,2 метра, а получился настоящий монстр. К тому же, Бобу Чандлеру удалось запечатлеть на кинокамеру процесс разрушения обычных легковушек, организованный с целью демонстрации ходовых качеств его BIGFOOT the first Monster Truck. После распространения этой записи Чандлер получил совершенно неожиданный отклик – его навыки механика и конструктора не заинтересовали никого, но посмотреть шоу с участием монстрообразного автомобиля, закатавшего в асфальт стандартную легковушку, пожелали многие. Именно этот факт и определил дальнейшую судьбу жанра.
В конце 70-х годов 20-го века группа увлеченных энтузиастов, заразившихся идеей Monster Truck, реализовала несколько аналогичных проектов. Самыми известными из них были: King Kong Джефа Дана, Bear Foot (конструкторы - Jack Wilman и Fred Shafer), USA-1 (Everett Jasmer, Steve Wilke, Rod Litzau). От проекта к проекту накапливался опыт, и возрастало мастерство конструкторов этих циклопических автомобилей.
Bear Foot – автомобиль Фреда Шейфра и Джека Вильмана. В конструкции этого авто впервые появились шины Goodyear Terra на 66 дюймов. Bear Foot является самой узнаваемой моделью семейства Monster Truck. Именно он мелькал и в сериале "Knight Rider" и в клипе "Sleeping Bag" ZZ Tops. Сейчас Bear Foot по-прежнему "на ходу", а Фред Шейфр считается старейшим участником MonsterTruck-шоу.
Знаменитый USA-1, созданный энтузиастами гонок на грузовиках Эвереттом Джесмером и Стивом Вилком. В конструкции этого авто использовались колесные диски на 48, а потом и на 66 дюймов и тяжелые оси от военных 5-ти тонных грузовиков. Основой для USA-1 стал Chevy K-10, образца 1970 года.
Как видите, первым конструкторам Monster Truck не откажешь в изобретательности, что, разумеется, сказалось на коммерческом успехе таких авто. Вначале 80-х Monster Truck выступают лишь "на разогреве" публики, однако, увеличившееся число оригинальных моделей привело к идее самостоятельного соревнования – гонки на автомонстрах. С 1985 года эти состязания стали регулярными. В конце 80-х была организована ассоциация гонок на Monster Truck (Monster Truck Racing Association). С этого момента вся деятельность по производству Monster Truck, и организации соревнований с участием этих автомобилей находится в компетенции MTRA.
В начале 90-х годов появились еще более совершенные конструкции Monster Truck. Поворотным моментом стал проект Equalizer, реализованный двумя конструкторами - Gary Cook и David Morris. Главным отличием Equalizer стали особые, пружинно-винтовые амортизаторы, заменившие устаревшую ресорно-листовую схему.
Не менее революционным проектом стал Taurus, принадлежавший Джеку Вильману.
Особенность данного монстрмобиля являлась четырехточечная подвеска, снабженная габаритными койловерами.
Все чаще в создании Monster Truck используются современные композитные материалы, а в качестве рамы применяется не кузов старого пикапа, а полноценная пространственная конструкция, способная выдержать и 5-тонный вес автомобиля, и жесткие условия соревнований. В качестве основных операций по преобразованию авто в Monster Truck используют Body Lift – смещение рамы относительно кузова авто, и Suspension Lift – преобразование механизма "хода" подвески. Итогом таких операций является настоящий монстр, декорированный имитацией кузова обычного пикапа.
Вместе с конструкцией Monster Truck усложнялись и правила проведения гонок и чемпионатов. С 1991 года вводится практика отборочных заездов. В 1993 году проходят первые фристайл заезды, впоследствии более популярные, чем сами гонки. С 2000 года фристайл выделяется в самостоятельное соревнование и включается в обязательную программу чемпионата Monster Jam.
В наше время популярность Monster Truck только увеличилась. Соревнования этих авто можно увидеть и в Северной Америке, и в Европе, и в Азии. Аудитория этих программ растет ежедневно, а это значит, что щедрые спонсоры Monster Truck состязаний не дадут "зачахнуть" такому увлекательному и интересному зрелищу.