Монстр Трак (Monster Truck)

Практически любую модель любого автомобильного бренда можно подогнать под три основных категории, разделяющие весь мир транспортных средств. Существуют машины для скоростных гонок, машины для размеренных путешествий и машины-вездеходы, позволяющие преодолевать довольно сложную трассу. Однако, есть еще одна разновидность автомобилей – "выставочные" авто или шоу-кары. И в этой категории найдут свое место и внедорожники и обычные авто и стремительные гоночные болиды. Но ни "гонки", ни "джипы" и не "папины машины" не могут сравниться по зрелищности и проявляемому публикой интересу с такой разновидностью шоу-каров, как Monster Truck. По официальным данным, озвученным социологическими компаниями США, шоу с участием Monster Truck занимает почетное второе место в рейтинге самых популярных представлений Америки.

Впрочем, такая популярность не удивительна. Ведь Monster Truck проектируется и создается именно для "показухи". Даже самый первый автомобиль из семейства Monster Truck, давший название этой разновидности автомобилей - BIGFOOT the first Monster Truck, был создан с целью рекламы способностей талантливого механика Боба Чандлера. Вначале отец-основатель жанра даже не понял того, что стал зачинателем целей отрасли автомобилестроения. Боб Чандлер был энтузиастом совершенно другого подвида автомобильных состязаний – гонок по бездорожью на модифицированных пикапах.

Bigfoot
Первый Monster Truck от Боба Чандлера - знаменитый BIGFOOT. Был спроектирован на основе Ford F-250 в 1975 году.

По его словам, он просто пожелал подогнать конструкцию колесной пары своего авто под максимальный диаметр колесного диска – 1,2 метра, а получился настоящий монстр. К тому же, Бобу Чандлеру удалось запечатлеть на кинокамеру процесс разрушения обычных легковушек, организованный с целью демонстрации ходовых качеств его BIGFOOT the first Monster Truck. После распространения этой записи Чандлер получил совершенно неожиданный отклик – его навыки механика и конструктора не заинтересовали никого, но посмотреть шоу с участием монстрообразного автомобиля, закатавшего в асфальт стандартную легковушку, пожелали многие. Именно этот факт и определил дальнейшую судьбу жанра.

В конце 70-х годов 20-го века группа увлеченных энтузиастов, заразившихся идеей Monster Truck, реализовала несколько аналогичных проектов. Самыми известными из них были: King Kong Джефа Дана, Bear Foot (конструкторы - Jack Wilman и Fred Shafer), USA-1 (Everett Jasmer, Steve Wilke, Rod Litzau). От проекта к проекту накапливался опыт, и возрастало мастерство конструкторов этих циклопических автомобилей.

Bear Foot
Bear Foot

Bear Foot – автомобиль Фреда Шейфра и Джека Вильмана. В конструкции этого авто впервые появились шины Goodyear Terra на 66 дюймов. Bear Foot является самой узнаваемой моделью семейства Monster Truck. Именно он мелькал и в сериале "Knight Rider" и в клипе "Sleeping Bag" ZZ Tops. Сейчас Bear Foot по-прежнему "на ходу", а Фред Шейфр считается старейшим участником MonsterTruck-шоу.

USA-1
USA-1

Знаменитый USA-1, созданный энтузиастами гонок на грузовиках Эвереттом Джесмером и Стивом Вилком. В конструкции этого авто использовались колесные диски на 48, а потом и на 66 дюймов и тяжелые оси от военных 5-ти тонных грузовиков. Основой для USA-1 стал Chevy K-10, образца 1970 года.

Как видите, первым конструкторам Monster Truck не откажешь в изобретательности, что, разумеется, сказалось на коммерческом успехе таких авто. Вначале 80-х Monster Truck выступают лишь "на разогреве" публики, однако, увеличившееся число оригинальных моделей привело к идее самостоятельного соревнования – гонки на автомонстрах. С 1985 года эти состязания стали регулярными. В конце 80-х была организована ассоциация гонок на Monster Truck (Monster Truck Racing Association). С этого момента вся деятельность по производству Monster Truck, и организации соревнований с участием этих автомобилей находится в компетенции MTRA.

В начале 90-х годов появились еще более совершенные конструкции Monster Truck. Поворотным моментом стал проект Equalizer, реализованный двумя конструкторами - Gary Cook и David Morris. Главным отличием Equalizer стали особые, пружинно-винтовые амортизаторы, заменившие устаревшую ресорно-листовую схему.

Equalizer
Одна из немногих фотографий проекта Equalizer.

Не менее революционным проектом стал Taurus, принадлежавший Джеку Вильману.

Taurus
Taurus

Особенность данного монстрмобиля являлась четырехточечная подвеска, снабженная габаритными койловерами.

Все чаще в создании Monster Truck используются современные композитные материалы, а в качестве рамы применяется не кузов старого пикапа, а полноценная пространственная конструкция, способная выдержать и 5-тонный вес автомобиля, и жесткие условия соревнований. В качестве основных операций по преобразованию авто в Monster Truck используют Body Lift – смещение рамы относительно кузова авто, и Suspension Lift – преобразование механизма "хода" подвески. Итогом таких операций является настоящий монстр, декорированный имитацией кузова обычного пикапа.

Вместе с конструкцией Monster Truck усложнялись и правила проведения гонок и чемпионатов. С 1991 года вводится практика отборочных заездов. В 1993 году проходят первые фристайл заезды, впоследствии более популярные, чем сами гонки. С 2000 года фристайл выделяется в самостоятельное соревнование и включается в обязательную программу чемпионата Monster Jam.

В наше время популярность Monster Truck только увеличилась. Соревнования этих авто можно увидеть и в Северной Америке, и в Европе, и в Азии. Аудитория этих программ растет ежедневно, а это значит, что щедрые спонсоры Monster Truck состязаний не дадут "зачахнуть" такому увлекательному и интересному зрелищу.