Рубеж 19-20 вв. был зарёй эпохи автомобилестроения. Автомобили ещё не были массовым явлением, никто не производил их в больших количествах на конвейере. При этом инженеры и конструкторы создали немало машин оригинальной конструкции, включавших в себя действительно интересные и прогрессивные технические решения.
Сегодня гибридным автомобилем (т. е. способным работать и аккумуляторах и на бензине) никого не удивишь. А знали ли вы, что первый гибридный автомобиль был построен более 100 лет назад известным автомобильным конструктором Фердинандом Порше? Правда, тогда он ещё не был известен, и работать над конструкцией автомобиля начал, когда ему было ещё 22 года, будучи простым инженером в австро-венгерской компании Lohner. Порше нашёл хорошее решение, сделав автомобиль с передним приводом, причём движение обеспечивали два электромотора, расположенные в ступицах передних колёс. А двигатель внутреннего сгорания подзаряжал свинцовый аккумулятор.
Lohner-Porsche
Автомобиль получил название Lohner-Porsche. По сегодняшним меркам его характеристики были скромными - 2 электродвигателя мощностью по 2,5 л. с. обеспечивали скорость около 40 км/ч, а заряда аккумуляторов хватало всего на 50 км. Но современникам автомобиль очень понравился. В 1900 г. он получил приз на международной выставке в Париже, на этих автомобилях разъежало высшее руководство Австро-Венгрии.
Отреставрированный Lohner-Porsche
В конце 19 в. среди автоконструкторов стало популярным соревнование за рекорды скорости. Многие старались, чтобы именно их автомобиль оказался самым быстрым. И выиграл это соревнование бельгийский конструктор Камиль Женатци. Именно его машина "La Jamais Contente" стала самым быстрым автомобилем 19 века и первым, преодолевшим рубеж скорости в 100 км/ч. В апреле 1899 г. Камиль на своей машине развил скорость 105 км/ч.
La Jamais Contente
Камиль Женатци с женой после установления рекорда
У автомобиля было 2 электродвигателя мощностью 67 л. с., а кузов аэродинамической формы, чем-то похожий на артиллерийский снаряд, был сделан из алюминиевого сплава. Правда, сильно облегчить автомобиль это не помогло - ведь работу двигателей обеспечивали тяжёлые свинцовые аккумуляторы, в результате вес машины достиг 1000 кг.
Наступил двадцатый век, и публика жаждала новых рекордов. В 1908 г. появился автомобиль "Blitzen Benz" ("молния Бенца"), разработанный в компании известного пионера автомобилестроения. Он впервые преодолел рубеж скорости в 200 км/ч и больше 10 лет оставался самым быстрым автомобилем в мире. В 1911 г. на заезде в США он смог разогнаться до 228 км/ч.
Blitzen Benz
Объём двигателя типичного современного легкового автомобиля обычно не превышает 2 литра. Конструктору "Blitzen Benz" Гансу Нибелю для достижения требуемой мощности в 200 л. с. пришлось сделать двигатель объёмом 21,5 литра. При этом вес двигателя составил более 400 кг, а самого авто - почти полторы тонны. Двигатель мог развивать до 1650 оборотов минуту, крутящий момент с него передавался на задние колёса через цепную передачу.
Интересно, что поначалу этот плохо управляемый и громко тарахтящий автомобиль в Европе не решились допустить к гонкам, и он уехал покорять Соединённые Штаты, где и были установлены все рекорды. Но впоследствии фирма выпустила серию из 6 подобных автомобилей, некоторые из которых дожили до наших дней в исправном состоянии. Вот, например, современное видео "Blitzen Benz":
В основном, когда говорят о появлении массовых автомобилей, вспоминают Генри Форда. Именно он впервые внедрил конвейер и сделал автомобиль доступным миллионам американцев. Но ещё раньше попытку наладить массовое произвоство автомобилей предприняла компания Олдсмобиль. Именно у неё Форд подсмотрел многие решения, использованные затем при создании своего конвейера. Поначалу правда компании не повезло. Она подговила целый ряд моделей, планируя начать их серийное производство, но на заводе случился пожар. Были уничтожены почти все прототипы, кроме «Curved Dash», который компания, построив новый завод, и запустила-таки в серийное производство.
Curved Dash
Машина была рассчитана на двух человек, имела простую конструкцию и в общем-то напоминала конную повозку. В конструкции прменялось дерево, так что вес автомобиля составлял всего 30 кг. Двигатель мощностью всего 4,5 л. с. мог разогнать её до 30 км/ч. Но американцам того времени, рассматривавшим автомобиль как некую замену лошади, большего и не требовалось. Тем более, что Рэнсом Олдс, сконструировавший автомобиль, сделал всё, чтобы его распиарить и сделать популярным. Он организовал в американских городах настоящие шоу с привлечением цирковых актёров. Жонглёры жонглировали в движущемся автомобиле, силачи поднимали автомобиль вместо гантелей, а по окончании шоу всем желающим предлагали прокатиться.
Рекламная кампания удалась, и вскоре покупатели выстроились в очередь за автомобилями. Ещё до начала серийного выпуска фирма собрала 1000 заказов. В 1901 это было больше, чем мировое производство автомобилей за целый год! К 1907 г. было выпущено 19 тысяч машин. Причём стоил автомобиль не очень дорого - всего 650 долларов, примерно на четверть дешевле, чем тогдашние модели Форда.
К сожалению, главные владельцы компании, в отличие от Олдса, не очень хорошо разбирались в автомобилях. Почуяв запах денег, они стали настаивать на выпуске дорогих моделей, рассчитывая, что на них получится больше заработать. Но из этой затеи ничего не вышло, фирма разорилась и была продана "Дженерал Моторс".